Психолог-психоаналитик Дали Брегвадзе
Семинар «Как формируется наша психика». Занятие №1
Двадцать первого ноября мы начали цикл занятий, посвященных формированию психики ребенка. Я в очередной раз порадовалась тому, что на этот семинар приходят не только женщины, но мужчины и супружеские пары. Это становится особенностью моего семинара - на предыдущих занятиях по этой теме тоже было много представителей сильного пола, и это меня очень радует.
Мои слушатели являются представителями самых разных профессий: юристы, преподаватели, врачи, студенты, психологи, художники, специалисты по недвижимости, маркетологи, программисты, домохозяйки и так далее. Всех этих людей объединяет желание развиваться в понимании себя и человеческой натуры.
В течение всего семинара у участников была возможность задавать вопросы. Я шла за ними - прислушивалась к их ритму восприятия информации.
Мы искали ответ на вопрос: как закладывается жизненный сценарий будущего взрослого? Собирали по кирпичикам то, как "там и тогда" еще до нашего рождения связано с "здесь и сейчас", и как это влияет на нашу жизнь и на те решения, которые мы ежедневно принимаем. Интересно, что в итоге участники сами подошли к ответу на вопрос, где же в семейной системе лучшее место для ребенка. Мне всегда радостно, когда мои слушатели, следуя за канвой моего повествования, сами приходят к собственным открытиям. Это всегда особенно приятно мне, как тренеру.
Семинар «Как формируется наша психика». Занятие №2
Темой нашего второго занятия на семинаре "Как формируется наша психика" было развитие психики ребенка от 6 до 24 месяцев.
Одной из важных тем, которую мы затронули, была тема запретов. Если ребенок часто слышит "нельзя", "не трогай", "не бери", то он принимает для себя решение не проявлять инициативу. Важно, чтобы все, что он видит было ему доступно и открыто для того, чтобы он мог исследовать окружающий мир. То, что ему "нельзя", пусть находится вне его зоны зрения и вне доступа, насколько это возможно.
Да и само "нельзя" должно быть только в исключительном случае опасности для жизни. Чем больше у ребенка свободы для исследования, тем легче ему развиваться.
Это тот самый момент, когда закладываются основы успешности будущего взрослого, то, насколько он сможет проявлять инициативу, в том числе быть социально успешным. На занятии мы поговорили о том, как это связано с любимой родительской темой… приучение ребенка к горшку. Ведь если задуматься, то содержимое этого самого горшка — его первая частная собственность. Нечто, что ребенок производит сам независимо от мамы. Куда уж важнее!
Особый интерес у участников также вызвали темы "Кто такие на самом деле "Баба-Яга" и "Фея" и что у них общего" и в чем бессознательный смысл игр.
Также мы рассмотрели особенности формирования у ребенка - "Я хочу", что способствует становлению его личности. Ведь инициатива и понимание того, чего я хочу - это взаимодополняющие вещи.
Я часто сталкиваюсь в работе с клиентами с тем, что людям порой сложно понять свои желания. Такой человек может попросить меня помочь ему сформировать свой собственный запрос. Связано ли это с тем, что в детстве было нельзя проявлять инициативу или нельзя хотеть? Чаще всего, ответ на этот вопрос утвердительный. А ведь это так важно для формирования личности, ее характера, подхода к действиям и контакта с самим-собой.
Семинар «Как формируется наша психика». Занятие №3
Будем ли мы счастливы в отношениях?

На третьем дне семинара мы исследовали возраст от 2х до 5ти лет. Именно в этот период закладываются основы формирования мужественности и женственности. Мы поговорили о том, что влияет на нашу способность найти себе партнера и выстроить с ним счастливые и долгосрочные отношения.
Как из девочки вырастает женщина, а из мальчика — мужчина, и как наше детство отражается в отношениях в паре.
Я уверена, что вы слышали мифы про Нарцисса и Эдипа, и наверняка читали про Эдипов комплекс.
Эта тема очень заинтересовала участников семинара, и здесь они были особенно любознательны. Большую активность в обсуждении проявляли мужчины, что меня искренне порадовало. Кто бы мог подумать, что мифические Нарцисс и Эдип так связаны с развитием нашей психики.
Семинар «Как формируется наша психика». Занятие №4
Как выбрать школу и научить ребенка учиться?

Прошло четвертое занятие семинара "Как формируется наша психика", и активность участников растет с каждым разом. Возникло столько разноплановых вопросов, что мы с трудом уложились в отведенное для семинара время. Это радует меня как ведущего по целому ряду причин, и об этом я расскажу в следующий раз.
Мы подошли к изучению возрастных особенностей младшего школьника с 6 до 12 лет и рассмотрели целый ряд тем, связанных с этим периодом:


- Что влияет на желание учиться и успеваемость ребенка?

- Почему умные дети иногда учатся плохо?

- От чего зависит то, сколько ваши дети читают и почему не читают, и многое другое

Существует один основополагающий вопрос: Как мы выбираем ребенку учителей и школу? Как мы выбираем тех, с кем он будет проводить значительную часть своего времени и как это повлияет на его жизнь в будущем?
Важно понять, что именно у нас в приоритете: учитель или школа, комфорт наш или нашего ребенка, знания или престиж. Вопросов много — а ответы каждому из нас приходится искать самостоятельно. Если мы отдаем себе отчет в том, что школьная система, учителя и сверстники оказывают влияние на становление личности ребенка, то мы точно подойдем к выбору учителя и школы осмысленно.
Семинар «Как формируется наша психика». Занятие №5
Как познакомиться со своим подростком.

Вот и прошло пятое завершающее занятие семинара - "Как формируется наша психика".
Тема, с которой мы работали - подростковый возраст. Это возраст, в котором ребенок больше не ребенок, но еще и не совсем взрослый. Такая вот дилемма. Мы поговорили о том, какие изменения происходят в психике подростка, какие психические защиты он наращивает и в чем особенно нуждается. Особенность подросткового возраста в том, что он может наступить за один день. Представляете, всего за один! И как родителям к этому подготовиться?

Как подготовиться к тому, что подросток будет разрушать их идеальный образ и только затем делать его более реалистичным?
Это тот возраст, когда сложно и подростку, и родителям - ведь для родителей такая резкая смена отношений может оказаться ранящей. Как найти ту дистанцию, которая комфортна для обоих?
В какой-то момент в жизни подростка появляется секс, и это тема самая деликатная в моей практике. Мы не умеем про это говорить с детьми, да и что уж там — стараемся обойти тему секса. Однако, говорить про это надо, потому что именно так ребенок получает информацию о сексе доступно и безопасно, без травмы и насилия. Желательно это сделать раньше, чем он узнает об этом "во дворе". В будущем это может уберечь его от многих сексуальных травм. У большинства из нас, людей моего поколения, мало опыта говорить о сексе напрямую: с нами родители точно не говорили о сексе, считая, что это неприлично. Так откуда же брать пример и как общаться с ребенком так, чтобы не настроить его против себя и не звучать глупо или агрессивно?

Да, вопросов было много. Вместе с тем, чем больше участники понимали проблему изнутри, тем чаще, задавая вопросы, сами же на них отвечали. Это был незабываемый эмоциональный интерактивный процесс познания подростка на более глубинном уровне.